Российская журналистика потеряла легенду. Из жизни ушла ИННА ПАВЛОВНА РУДЕНКО. Она проработала в «Комсомольской правде» 62 (!) года, и ее потеря невосполнима.
Конечно, в популярной газете появятся новые талантливые перья и на заседании редакционной коллегии газеты, как и всегда, главный редактор будет требовать такие статьи, чтобы «страна вздрогнула», открыв свежий номер. Но потерю умного, высокопрофессионального, совестливого пера уже не восполнить.
Мне посчастливилось работать в «Комсомольской правде» рядом и вместе с Инной Павловной в пору ее огромной популярности и расцвета таланта. Красивая, стильная, всегда безукоризненно одетая - она была не только профессионалом высокого калибра, но и настоящим чернорабочим-журналистом. Наши кабинеты были рядом, и нередко, собираясь домой после позднего дежурства, я видел свет лампы из ее комнаты. Инна Руденко жила, как и я, на Лесной улице, рядом с Белорусским вокзалом и от улицы Правды до дома мы ходили пешком. Хорошо помню наши 15 -20 минутные беседы и важные уроки, которые от нее получил.
Инна Павловна обладала качеством, давно забытым, увы, в современной журналистике. Она опекала многие знаменитые ныне перья нашего профессионального цеха. Делала это с присущим ей тактом, деликатностью. Никогда не отказывала выправить чужую статью, придумать уместный заголовок. Если у кого-то из главных редакторов газеты возникало желание придержать острый материал, отложить его, вперед традиционно пускали Руденко. И она смело заходила в самые большие кабинеты, билась за право «Комсомольской правды» сказать свое слово.
Ровно год в моем служебном сейфе лежала сверстанная и подготовленная к печати статья «Новочеркасск, 1962» о драматических событиях в этом южном городе, где расстреляли рабочих, вышедших на демонстрацию. Вышестоящие инстанции «не рекомендовали» ее печатать. Настойчивость Инны Павловны, ее мужество помогли выпустить статью в свет.
В день выхода этого номера газеты открылся съезд народных депутатов СССР. Мы в редакции испытали потрясение, когда увидели телевизионную картинку из Кремлевского дворца съездов перед началом заседания. Едва ли не половина зала внимательно читала «Комсомольскую правду».
Но и сама Инна Павловна поднимала очень острые, жизненно важные темы в своих публикациях. В очерке «Долг» о тяжело раненом в Афганистане и забытом страной солдате Александре Немцове она привлекла внимание к важнейшей нравственной проблеме. Замечу, что эту публикацию «Комсомольской правды» рассмотрели на Политбюро ЦК КПСС. Сегодня кому-то будет в это трудно поверить, но ее статьи, очерки вызывали тысячи, десятки тысяч писем: удивительных, трогательных, патриотических. Можно с уверенностью сказать, что именно таких граждански зрелых людей, патриотов своей страны она и воспитывала своим блестящим пером.
Хорошо помню, как мы читали вместе с ней большой очерк, который она написала в день, когда завершался вывод советских войск из Афганистана. Очень долго не давался заголовок этой блестящей, написанной с высоким накалом статьи. И когда я предложил: «С войной покончили мы счеты?», она поднялась с места и обняла меня.
Инна Павловна Руденко была одной из первых награжденных высшей наградой Союза журналистов России «Легенда российской журналистики». А легенды, как известно, не уходят, они остаются навсегда.
Прощайте, Инна Павловна!
Рафаэль Гусейнов, секретарь Союза журналистов России.