На форуме современной журналистики «Вся Россия — 2018» прошла деловая игра по фактчекингу. Провел ее зам. исполнительного директора Международной ассоциации Студенческого ТВ (МАСТ) Сергей Косенчук. Он рассказал о проблемах выявления достоверной информации в СМИ и поделился приемами, которые помогут журналисту сохранять высокий уровень достоверности при подготовке новостных материалов.
С ростом скорости обмена информации и развитием соцсетей, стало заметно, что, поглощая информацию, люди ее не проверяют. Из-за этого формируются ложные общественные мнения, основанные на доверии к изданию. Поэтому этическая задача журналиста – давать максимально честную и достоверную информацию.
Сергей Косенчук: "Если новость яркая, но при этом у нее нет очевидцев и упоминаний в других СМИ, то скорее всего это фейк."
Существует два вида фейковых новостей: запланированные и случайные. В первом случае имеет место умысел, а во втором – журналист становится жертвой дезинформации.
Сергей рассказал, как распознать фейк: мыслить критически, искать первоисточники возникновения информации, оценивать источники информации на уровень правдивости, находить очевидцев событий. Сейчас это сделать проще, благодаря наличию геолокации и повсеместному использованию хештегов. Находить фото- и видео подтверждения событий, проверять мета-данные фото, которые расскажут, когда и где фото было сделано, и подвергалось ли обработке в фотошопе.
Сергей подчеркнул также, что журналисту важно, когда вы берете интервью, использовать диктофон как доказательство достоверности. Также необходимо уточнять у лиц, дающих интервью, фамилии, должности, цифры, даты.
Создавая материал, основываясь на других новостях, необходимо связаться с ньюсмейкерами для верификации новости.
Он отметил одно интересное социальное явление. Как правило, если информация приходит в группу с определенным мнением и подтверждает это мнение, она не проверяется. Сергей призвал всех журналистов всегда проверять информацию, даже, и тем более, если он с ней согласен.