Забайкальское региональное отделение общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
г. Чита, ул. Ленинградская, 15
E-mail: zab-smi@yandex.ru

ИНФОРУМ в Костроме: мастер-класс «Авторское право. Как защитить редакцию от плагиата и цитирования в соцсетях»

A A= A+ 24.06.2025

 

Управляющий делами и секретарь Союза журналистов России Денис Токарский рассказал, как бороться с организациями-вымогателями, где брать проверенный контент и поделился примерами выигранных дел в суде.

Уже более 5 лет проблема плагиата не теряет своей актуальности среди журналистов. Вопрос открывается с новых сторон у разных издателей. Средняя цена иска составляет 40 тысяч рублей за фото «из открытых источников». В случае успешной борьбы удаётся снижать ценник до 5 тысяч. В этом коллегам помогают из юридического отдела СЖР. Положительные практики есть в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге.

Главный источник проблемы – юридические организации, которые массово обрабатывают СМИ регионов России. Например, у всех на слуху «Восьмая заповедь» и ВК Медиа.

Как избежать проблем? Не использовать изображения, происхождение которых не ясно, советуют коллеги. 

«Бывает так, что или вы купили или вам принёс какой-то фотограф с собой флешку с фотографиями, или же у вас откуда-то это было на сервере, но вы не знаете точно, чьи эти фотографии, вы не знаете, кто их сделал. Или вы не помните, кто их вам передал. Не делайте этого просто, потому что это мина замедленного действия. Она когда-то взорвётся, и вы заплатите большие деньги», – говорит секретарь Союза журналистов России Денис Токарский. 

Также представителям СМИ рекомендуют использовать фото штатных фотографов или фотобанков, с которым составлен грамотный договор. При использовании фотографий должны быть подтверждающие акты об отгрузке файлов. Нейросети могут прийти в помощь в случае, если пользовательское соглашение допускает использование изображений. В социальных сетях могут быть иски к владельцам группы. 

Нужно понимать, что фотографии предыдущих лет тоже  могут порождать риски. Даже если вы ещё тогда не работали в редакции. 

«Тогда удаляем или отключаем старые фото с сайтов. Мы рискуем всегда», – утверждает Денис Токарский.

«Инфорум» Союза журналистов России – обучающий интенсив федерального уровня, в рамках которого руководители и редакторы крупнейших российских СМИ и медиаплатформ проводят мастер-классы, разбирают кейсы своих проектов и дают профессиональные советы. Ключевая цель «Инфорума» – повышение медиакомпетенции региональных журналистов. Интенсив проходил более чем в 30 регионах России.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER