Забайкальское региональное отделение общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
г. Чита, ул. Ленинградская, 15
E-mail: zab-smi@yandex.ru

Ирина Ерофеева в интервью «Забрабу» рассказала о конференции в МГУ и победе в международном конкурсе

A A= A+ 11.03.2025 Забайкальский край

В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялась международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2024 году: творчество, профессия, индустрия». В ней приняла участие заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Забайкальского государственного университета, член правления Забайкальского регионального отделения Союза журналистов России Ирина Ерофеева. По итогам конференции Ирина Викторовна рассказала корреспонденту газеты «Забайкальский рабочий» об этом научном событии, об особенностях подготовки журналистов в России и в Забайкалье, а также о победе коллектива забайкальского журфака в международном конкурсе.

— Ирина Викторовна, каким опытом Вы поделились на конференции в Москве? Какие значимые моменты почерпнули для себя?

— Это ежегодная профильная конференция, которая проходит в стенах ведущего вуза России, на ней встречаются специалисты разных сфер медиа, педагоги и методисты. Мы обсуждаем актуальные тренды развития СМИ, профильного образования, опыт регионов и инновации. Коллеги из других вузов уже давно стали нашими друзьями. Такое общение необходимо для понимания современной системы высшего образования по специальностям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Наблюдая за практиками российских и зарубежных вузов, мы лучше представляем стратегию развития нашей кафедры. С коллегами мы реализуем совместные проекты.

В этот раз я рассказывала об эмоциональном интеллекте преподавателя профильных факультетов и об итогах опроса коллег ЗабГУ, СПбГУ и ЮУрГУ. Работала также в секциях по проблемам психологической безопасности в современном медиапространстве и цифровому инструментарию. Южно-Уральский государственный университет опять удивлял разработками в своей лаборатории по нейромаркетингу.

Также состоялся учебно-методический совет по направлению «Журналистика». Профессиональное сообщество очень обеспокоено новым стандартом в сфере высшего образования, согласно которому мы начнем работать в 2026 году. Содержание укрупненной группы специальностей, мягко говоря, удивляет. Входящие в эту группу специальности будут иметь одинаковые общие компетенции и идентичные учебные планы. В нашу группу, кроме журналистов и специалистов по рекламе и связям с общественностью, входят филологи, лингвисты, литературоведы, специалисты по когнитивным технологиям. Нам и ранее, согласно текущему стандарту, не хватало часов на профессиональные дисциплины — в бакалавриате студент на младших курсах должен изучать массу разных предметов сугубо для широкого кругозора. Если утвердят новый проект, на профильной подготовке можно поставить жирный крест. И это в условиях, когда президент говорит о возвращении к классическому российскому образованию, когда в условиях информационного общества и глобальной гибридной войны крайне необходима качественная подготовка работников СМИ.

— На конференции Вам вручили награду победителя международного конкурса медиаисследователей НАММИ за учебное пособие «Идентификация в журналистике». В чем уникальность этого издания?

— Данное пособие — результат совместной проектной работы преподавателей нашей кафедры и кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского университета. Для современной высшей школы актуальна проблема формирования личности профессионала, владеющего необходимыми компетенциями и востребованного на рынке труда. Мы с коллегами представили материал по профессиональной идентификации студента, который в процессе обучения познаёт себя, соотносит себя с культурой профессионального сообщества, а также с культурой и ценностями своей страны. Так как это учебное пособие, в нём не только теория, но и практические задания. Стать журналистом согласно полученному диплому, наверное, непросто. Но ещё сложнее стать им по мироощущению, чувствовать себя комфортно в профессии и работать с удовольствием на благо своей страны. Подобных учебных пособий в нашей сфере не было.

— Один из вопросов конференции касался сетевого взаимодействия ЗабГУ и СПбГУ в сфере медиа. Как именно это сотрудничество будет выстраиваться? Есть ли перспективы такого же взаимодействия с другими вузами страны?

— В этом году мы ведём переговоры с Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ по созданию сетевой магистерской программы «Продюсирование медиаконтента». Уже подписано соглашение о сотрудничестве. С другими вузами, конечно, можно взаимодействовать, что мы регулярно и делаем — проводим совместные мероприятия и реализуем межвузовские проекты: Москва, Челябинск, Пенза, Томск, Екатеринбург, Севастополь. Но когда речь идёт о сетевой программе, предпочтительно выстраивать диалог с ведущими вузами по теме образовательной программы. Мы заинтересованы, чтобы наши выпускники-бакалавры получили полноценное высшее образование. В отличие от ранних наших выпускников специалитета, у этих ребят возникают проблемы при выстраивании карьеры и трудоустройстве, у серьёзного работодателя бакалавры не в чести. Нам нужно было найти востребованную программу, объединяющую и журналистов, и рекламщиков. Будем надеяться, что получилось.

— Как в целом оцениваете состояние журналистики в Забайкалье сегодня? Это перспективная отрасль для ваших выпускников?

— Медиа всегда будет оставаться перспективной отраслью. Хотя бы потому, что у человека есть базовая потребность в информации. В Забайкалье представлены разные форматы СМИ: работают интересные и популярные информационные агентства, сетевые порталы, телевидение, радиостанции, журналы и газеты. Печатных СМИ, к моему глубочайшему сожалению, становится всё меньше. Так, закрылись газеты «Читинское обозрение» и «Земля». Это большая потеря, особенно для жителей маленьких городов и посёлков края. Люди преклонного возраста предпочитают газетный или журнальный формат. Согласно последним данным, в Забайкалье людей старше 60 лет — 23,2 %, в то время как молодежи — 11,94%. Да и люди за 50 активно читают именно газеты. Также есть популярный психологический типаж человека — кинестетика, который способен читать и воспринимать информацию лишь через живое соприкосновение с бумагой, страницами. Нельзя не учитывать интересы этой аудитории. Печать дает то, на что не способны другие СМИ. Хорошая газета хранит глубину мысли автора, неспешное размышление о фактах, обзор ярких ракурсов происходящего. И у читателя всегда есть возможность вернуться к полюбившимся страницам. Это красивый удел медленных медиа. Конечно, контент и технологии печати должны меняться согласно запросам времени. Таким изданиям нужен умный учредитель, понимающий силу и власть газетного слова, а также неравнодушная команда профессионалов, способная учиться новому инструментарию работы. Так, на прошедшей конференции редакция журнала «Театрал» нам рассказывала, как без «желтизны» сделать прорывной медиапродукт для своей аудитории, одновременно смысловой и популярный.

— С чем связываете отток журналистов из профессии? Ведь немало выпускников кафедры в последнее время ушло из СМИ.

— Да, журналисты края переходят в пресс-службы, начинают заниматься SMM, открывают свой медиабизнес, например, делают проекты для иногородних заказчиков. Больше свободного времени для личной жизни, выше зарплата, предоставлен сам себе. Журналистика в целом — трудоемкая профессия, сопровождаемая стрессами, негативом, часто с ненормированным рабочим временем, порой плохо оплачиваемая. Но очень многое зависит от главного редактора, учредителя и корпоративного духа. Например, в некоторые редакции студенты с удовольствием ходят на практику, отмечают почти домашнюю обстановку, чувствуют заботу и поддержку. А в некоторые СМИ и палкой не загонишь, ребята рассказывают о слишком агрессивной атмосфере, уничижительном общении с ними, да и учить их некому и некогда.

— Почему, получив дипломы, многие выпускники кафедры не идут в журналистику?

— Мы выпускаем специалистов с дипломом, согласно которому они могут работать как в журналистике, так и в сфере PR. У нас небольшие группы, потому что мало бюджетных мест, есть и только коммерческие наборы. Мы следим за судьбой своих выпускников. Например, в прошлом году обучение окончили 11 человек. Четверо из них работают в различных медиаструктурах, двое — в редакциях региона. Пять выпускниц уехали с мужьями, в том числе из Забайкалья. В 2023 году выпустили 12 человек. Двое работают в читинской редакции, четверо трудоустроились в СМИ других городов, трое продолжили обучение в магистратуре. Двое уехали из Забайкалья. В 2022 году выдали дипломы 10 студентам. Пятеро работают в пресс-службах и медиа, двое — в редакциях, в том числе на московском телевидении. Остальные уехали в другие регионы. В 2019 году диплом получили 10 человек, 5 из них работают в СМИ других городов России, трое занимаются SMM, двое в декрете. Картина приблизительно одинаковая. Поэтому всё неоднозначно. Во-первых, как правило, большинство рано или поздно устраивается работать в медиаструктуры. Во-вторых, не все после получения диплома работают по профессии, так было всегда, во все года и у всех специальностей. В-третьих, общая миграция касается и наших выпускников. В-четвёртых, преимущественно получают диплом девушки, которые практически сразу уходят в декрет.

— Что необходимо сделать, чтобы профессия журналиста стала привлекательной для молодежи?

— Согласна, что профессию важно сделать привлекательной для молодёжи. Мы стараемся разнообразить учебные планы. Запускаем проектные, интерактивные и игровые формы преподавания. На нашей кафедре работает много почасовиков – практиков, специалистов в сфере телевидения, радио, интернет-журналистики, PR и рекламы. Их значительно больше, чем на всех других кафедрах нашего института.

Пользуясь случаем, приглашаю желающих работников СМИ и пресс-служб принять участие в подготовке кадров для региона. Людей неравнодушных, любящих профессию, способных передать свой опыт ребятам без оскорбления и унижения других СМИ и своих коллег. К сожалению, мы часто сталкивались с такой печальной ситуацией. И это тоже стало весомой причиной нежелания студентов проходить практику в отдельных СМИ Забайкалья, а потом и работать в них. Преподавание требует много энергии и сил, при этом материальное вознаграждение минимально. Но воспитанный вами молодой профессионал будет готов прийти к своему любимому наставнику в редакцию. Решение озвученной вами проблемы — в наших общих руках. Давайте работать вместе — кафедра и СМИ Забайкалья!

Источник: Юлия Болтаевская, «Забайкальский рабочий»

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER