Как работает Союз журналистов России сегодня? Какие задачи решает? Что дает профессиональное объединение своим членам? Как журналистика переживает переход на «цифру»? На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Владимир Соловьёв, председатель Союза журналистов России, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
– Владимир Геннадьевич, вот уже два года Вы возглавляете Союз журналистов России. Как строится работа? Какие изменения произошли за прошедший период? Какие задачи стоят перед журналистской организацией сегодня?
– Да, 25 ноября 2019 года исполнилось два года со дня XVII съезда Союза журналистов России, на котором я имел честь быть избранным председателем. Время пролетело очень быстро. Число деловых поездок, совершенных за этот период, превысило 80. За одну неделю приходится иногда бывать сразу в двух городах. Но такой напряженный график оправдывает себя, потому что авторитет Союза журналистов России растет.
Все больше объединений журналистов страны взаимодействуют с нами, становятся нашими партнерами, хотят знать наше мнение по тем или иным вопросам, приглашают на различные общественные форумы, участвуют в мероприятиях Союза. В ряды Союза журналистов России массово вступают молодые журналисты, порой целыми редакциями, как «Вести. Калининград», «Вести. Симферополь», Служба документальных фильмов «Первого канала» телевидения. С 2017 года наши ряды пополнились 3,5 тысячами человек. Сегодня организация насчитывает почти 70 тысяч журналистов. Для учета членов Союза будет создан единый каталог.
– А сколько всего журналистов в России?
– По нашим подсчетам, в России около полумиллиона журналистов. Таким образом, в рядах Союза состоят более 10% всех российских коллег по цеху. Наш лозунг гласит: «Нам не нужны все, нам нужны лучшие». Союз журналистов России объединяет элиту, самых харизматичных, самых интересных, самых профессиональных представителей СМИ во всех регионах страны.
Мы продолжаем открывать новые отделения. Совсем недавно создано отделение Союза в Санкт-Петербурге. В прошлом году – в Ленинградской области. Их уже 85 – по числу регионов страны. Идет процесс объединения с Союзом журналистов Москвы и Союзом журналистов Татарстана.
Принципиально важным событием для нашей деятельности стал выход двух Указов президента РФ. Первый Указ – об учреждении званий «Заслуженный журналист России» и «Заслуженный работник связи и информации». Это решение было принято по итогам совещания президента с главными редакторами центральных газет. Союз журналистов добивался этого более 40 лет. Многие наши известные коллеги уже отмечены этими высокими государственными наградами. Звания приравниваются к статусу «Ветеран труда» и наряду с моральной ценностью предоставляют различные социальные льготы.
Второй Указ президента касается журналистов, работающих в «горячих точках». Я работал в таких точках и уделяю этой теме особое внимание.
– В чем суть Указа?
– Этот Указ возлагает ответственность на редакцию издания, которое представляет журналист, работающий в «горячей точке». Тем, кто выполняет свои профессиональные обязанности в опасных условиях, предоставляется целый ряд льгот, а в случае гибели предусматривается компенсация в размере до 2 млн рублей и другие выплаты.
С коллегами из Государственной думы и Совета Федерации РФ мы взаимодействуем по вопросам законодательных инициатив, связанных со СМИ. Нам удалось смягчить некоторые статьи спорных для журналистского сообщества законов, вывести из-под удара официально зарегистрированную прессу и сохранить так называемое право на ошибку. Мы мониторим законодательства, касающиеся журналистики. Как член Совета по правам человека при президенте я вхожу в комиссию №15, которая занимается вопросами свободы прессы, свободы слова и защитой прав журналистов.
– Что дает журналисту членство в Союзе?
– На этот вопрос всегда отвечаю: «Что вы даете Союзу?»
Союз не обязан ничего давать. В союз люди объединяются для того, чтобы иметь общие цели, общие интересы. В советское время Союз журналистов СССР давал своим членам квартиры, дарил автомобили. Были «свои» дома отдыха, санатории. Сегодня этого нет. Но мы располагаем целым набором разнообразных преференций для членов Союза. Это, например, наличие 34 санаториев в Имеретинской долине на Черном море недалеко от Сочи, для пребывания в которых в сезон семьям журналистов предоставляется скидка в размере 14%, а в не сезон – 20%. Аналогичные условия мы обсуждаем с курортами Кавказских Минеральных Вод, так как многие нуждаются в лечении. Соглашения на похожих условиях заключены с курортами Кипра и Болгарии. Отдых в Варне с полупансионом, например, обойдется в 16 евро в сутки. Практические такие же условия будут созданы в «деревне журналистов» на Кипре. Постоянно решаем задачи, связанные с оплатой мобильной связи, ремонтом автомобилей. Но все это не самое главное.
Самое главное, что предоставляет Союз своим членам, это защита свободы слова, защита прав журналистов, чем мы занимаемся ежедневно. Член Союза журналистов чувствует за своей спиной мощную, уважаемую организацию, которая может защитить его права, оказать юридическую поддержку. Не раз приходилось напоминать руководителям на местах, что цензура в нашей стране запрещена Конституцией, что нельзя нарушать Закон о печати и 144-ю статью УК о препятствовании работе журналиста, несоблюдение которой наказывается лишением свободы сроком до 6 лет.
Мы контролируем ситуацию в регионах, регулярно мониторим информацию о нарушениях прав журналистов. Приходится подписывать бумаги и в прокуратуру, и в правоохранительные органы, и в другие структуры, в том числе письма губернаторам. На днях, например, звонил мэру Красноярска, потому что Дому журналистов, который и так переживает непростые времена, город решил значительно повысить оплату коммунальных услуг, включая оплату услуг за лифт. А между тем Дом журналистов в Красноярске располагается на первом этаже.
Вопрос решается.
Все мои поездки посвящены заботе о наших членах. Всегда речь идет о том, насколько местные власти помогают журналистам и их объединениям. Уважение к Союзу высокое, меня принимают на официальном уровне. Губернаторы, в первую очередь молодые, как правило, идут навстречу нашим просьбам. К голосу Союза прислушиваются руководители регионов. Необходимо общаться в личном формате, знать состояние дел на местах, видеть все своими глазами, участвовать в тех или иных событиях.
Мы заняли активную позицию в деле Голунова, провели митинг в защиту свободы слова на проспекте Сахарова. Внесли свой вклад в освобождение Кирилла Вышинского, поддержали Светлану Прокопьеву из Пскова, Игоря Рудникова в Калининграде. Недавно в Москве состоялась конференция ОБСЕ, в которой принял участие Арлем Дезир, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Я выступил на ней, начав свою речь с приветствия вышедшим на свободу журналистам.
– Насколько широки международные связи Союза?
– Мы активно работаем на базе Международной федерации журналистов, самой большой и уважаемой в мире организации представителей СМИ. В нее входит 187 национальных журналистских союзов. В июне 2019 года в Тунисе проходил 30-й юбилейный конгресс Международной федерации журналистов, где мы выбирали новое руководство организации.
– Кто возглавляет МФЖ сегодня?
– Юнис Муджхедд, представитель Марокко, всеми уважаемый человек. Он находился 10 лет в заключении за социалистическую и профсоюзную деятельность, возглавляет Союз журналистов на родине, а также Союз журналистов африканских стран. Впервые в истории МФЖ, существующей с 1926 года, вице-президентом организации избран представитель России, наш коллега, руководитель международного отдела Союза журналистов Тимур Шафир.
В составе оргкомитета и секретариата организации много наших друзей из разных стран мира – Индии, Латинской Америки, США, Франции. Мы расширяем сотрудничество с журналистами Китая, Южной Кореи, Италии, Польши, Болгарии, Франции и многих других стран. Встречаемся с руководителями украинского Союза журналистов в Вене на базе ОБСЕ.
Союз журналистов России проводит самый большой в мире журналистский форум в Сочи. Впервые в истории на последний приехало все руководство МФЖ. Мероприятие было представительным, присутствовали более 40 зарубежных гостей, коллеги из национальных республик. Выступили известные российские журналисты, состоялись мастер-классы.
У нас сложились конструктивные отношения с российским Министерством иностранных дел, и в определенных ситуациях даже выполняем его функции. Я знаю Сергея Лаврова лично, мы окончили одну школу. Активно взаимодействуем с Марией Захаровой.
– Как Вы оцениваете состояние журналистики в наши дни?
– Журналистика переживает очень непростое время перехода на «цифру». Мы живем в переходную эпоху, наступает эра цифровых технологий.
Мы универсальные журналисты, потому что работали во времена господства печатных СМИ, а сегодня работаем в эпоху перехода на «цифру». Умеем и то, и другое. Наши предки читали исключительно отпечатанные издания, наши потомки будут получать информацию из виртуального мира.
– Как Союз готовится к переходу в новую цифровую эпоху?
– Мы переформатировали традиционные журналистские форумы. На регулярной основе проводим образовательный форум-практикум. В уставе Союза написано, что журналист должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, в противном случае мы начнем отставать. Творческая и техническая мысль развивается стремительно.
Союз провел уже более 40 инфорумов, которые собирают до 300 человек. На них выступают суперспециалисты по продвижению печатных СМИ, радио, социальных сетей. Они рассказывают о новых тенденциях, делятся опытом, как улучшить работу. В проведении таких информационно-образовательных форумов-практикумов мы пионеры. Важно и то, что участие в них бесплатное.
Мы организовали курсы «Рубеж». На этих курсах мы готовим журналистов для работы в военных условиях и любых чрезвычайных ситуациях. Теоретическая часть обучения проходит в Доме журналиста в Москве, практическая – на полигоне МЧС в Ногинске. С сентября 2019 года эти курсы также стали бесплатными.
Проводим форумы имени Анны Политковской под названием «Камертон», которые посвящаем всем убитым журналистам. На них вручаем награды тем, кто, выполняя свои журналистские обязанности, подвергался опасности. В прошлом году такой награды удостоился Кирилл Вышинский.
– У Союза журналистов новая эмблема?
– Да, мы провели ребрендинг. Офис Союза журналистов России уже оформлен в новом стиле. Под новым брендом прошел и форум в Сочи. Главное в новой эмблеме – стремление журналиста к «Золотому перу», как высшей профессиональной награде. «Золотое перо» будем вручать в феврале 2020 года 5 журналистам за разные профессиональные достижения. Также Союз наградит тех, кто является легендой отечественной журналистики.
– Расскажите о взаимодействии Союза с армянскими коллегами-журналистами.
– Среди руководителей Союза журналистов есть достойный представитель армянского народа Ашот Джазоян, он известный человек. К нему с уважением относятся, в том числе и президент Азербайджана. В прошлом году я встречался с Ильхамом Алиевым, он знает, что в Союзе работает Ашот Джазоян, президент выразил готовность пригласить его.
Как ни парадоксально, из всех республик бывшего СССР я не был только в Армении. Никол Пашинян сам журналист, и я бы с радостью встретился с ним. Мы будем готовиться к визиту в Армению.
Я бы с радостью посетил Армению, чтобы наладить контакты с журналистами. Моя дочь, студентка ВГИКа, ездила недавно в Армению и была под огромным впечатлением.
– Что бы Вы пожелали читателям газеты в 2020 году?
– Здоровья, счастья, благополучия в семье, удачи во всех делах.
На каждого из нас ежедневно обрушивается поток информации, даже профессиональные журналисты не всегда могут справиться с ним и выбрать самое главное. Желаю, чтобы каждый нашел для себя это самое главное. Чтобы, знакомясь с разными точками зрения, смог приобрести правильный взгляд на мир.
Беседу вел Григорий Анисонян
Адрес: г. Чита, ул. Ленинградская, 15
Телефон: +7 (924) 471-71-00
Общие вопросы по СЖ: zab-smi@yandex.ru
Политика конфиденциальности
© 2021, Забайкальское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»