Владимир Касютин
Вопреки прогнозам фантазёров начала XXI века наша пресса живее интересуется прошлым, нежели будущим. И если прежде исторический диапазон провинциальных редакций ограничивался революцией и Великой Отечественной войной, то теперь в зону внимания попадают и Первая мировая, и эпоха развитого социализма, и репрессии тридцатых.
Отдельные просветители начинают хронологию уже с первой страницы: День сурка, День взятия Бастилии, День гранёного стакана, перемежая праздничную ленту афоризмами заморских знаменитостей, редко имеющих отношение к нашим пенатам.
— Нужно придать тексту больше интересности, — написали мне люди, далёкие от нашего ремесла, но пожелавшие издать книгу. Я призадумался, и, формулируя, из чего складывается интерес, обратился к лучшим работам только что проведённого конкурса *.
Стало много личных историй. Авторы начинают с себя, с поиска сведений о родственниках: погибших; пропавших без вести; вернувшихся, но скупо рассказывавших о войне. Сожалеют об упущенном времени, считают покаянием публикации, признаются в мистических переживаниях, связанных с героями материалов.
Для создания трогающих за живое образов используют дневники, письма, фотографии, даже вещи, сохранённые фронтовиками. Размышляют о соседстве на войне и в тылу подвига и безалаберности, самоотверженности и корысти.
О наградах своего деда, разведчика и военного корреспондента, я узнал за несколько минут из оцифрованных и выложенных в Интернет документов. Архивные ресурсы в онлайне совершили настоящий переворот в журналистской поисковой работе, открыв настойчивым авторам множество тайн, сокрытых временем.
Мой ответ издателям вышел, может и банальным, но не теряющим актуальности и в эпоху массового писательства: самые интересные тексты — те, что не только захватывают читателя и будят его воображение, но и побуждают к встречному откровению.
Владимир Касютин
* Конкурс Союза журналистов России, посвящённый 75-летию Победы.
В адрес жюри конкурса поступило более 500 работ (печать, ТВ, радио, Интернет).
Из текстов участников конкурса, в которых они рассказывают о том, как работали с темой Победы, подготовлен специальный выпуск журнала «Журналистика и медиарынок» объёмом 200 полос.