Владимир Касютин
– Уходит эпоха, – сокрушался коллега, когда мы впервые за десятилетие не смогли собраться большой дружной компанией. И не только из-за ковида.
Уходят титаны, уходят скромные труженики, Одни уходят из редакций, другие из жизни, кто-то громко, кто-то почти незаметно. А ещё есть умершие профессионально, но неистово требующие, чтобы их считали живыми.
Уходит эпоха высокотиражных текстов, что замешивались не только ради гонораров и самоутверждения, но и на сочувствии к бедам других людей.
Это раньше массы ждали, когда им расскажут о мире, теперь каждый хочет сам вещать о себе миру.
Звезда визуального паблика в блёстках и перьях вышла показать себя на кривые улочки уездного города Н. Прохожие, в числе которых оказался и я, недоумённо взирали на рыбку, выпрыгнувшую из виртуального аквариума в чужое пространство.
Примерно так же «ретрожурналисты», как выразилось одно юное дарование, чувствуют себя, угодив в сети. Здесь перемещаются стаями, где все самые лучшие, и каждый второй гений. Здесь влезают в чужие беседы без приглашения, дают непрошеные советы, не стесняются врать по малому и большому, покупают друзей оптом.
Здесь формируются свои правила, далёкие от прописей уходящего века. Здесь низвергаются с пьедесталов вчерашние гуру и каждый день выстраиваются в очередь за личной порцией славы.
Новый властитель дум – это слесарь Полесов, Эллочка-людоедка, великий комбинатор и Корейко в одном флаконе, слегка истеричен, неумеренно болтлив и хвастлив, гиперэгоистичен, но с юмором и не чужд сострадания, в общем, герой коммуналки.
Коммуникационный взрыв обострил в нашей сфере войну за место под солнцем. Нет времени на антимонии, не до романтики, альтруизма и идеализма, в той или иной мере свойственным практически всем представителям уходящего племени.
На этом отрезке истории частные интересы потеснили публичные.
И ты ещё спрашиваешь, почему новые времена так жёстки к нашему брату?
Не грусти, дружище, не ищи хайпа, X, Y, Z всё равно не догонишь. Куда бы не завели мир технологии, людям всегда будут нужны другие люди, которые интересуются чем-то ещё, кроме себя.
Владимир Касютин
Журналистика и медиарынок, № 1-2, 2021