Прокуратура Германии выдвинула обвинения в соучастии в убийстве 10 тысяч человек бывшей секретарше коменданта нацистского лагеря Штуттгоф.
Это событие совпало с дискуссиями, которые ведутся в России об ответственности нацистских преступников, о пересмотре сложившихся представлений о начале Второй мировой войны и ее итогах. Особенно активно звучат голоса о необходимости по - иному взглянуть на подвиги советских людей, на примере которых выросло несколько поколений наших сограждан.
К сожалению, эти споры, перейдя из учебных аудиторий и залов для научных конференций в политическое поле стали предметом взаимных обвинений и даже судебных расследований.
Человек как сырье
Германия – одна из европейских стран, где нацистских преступников и их пособников преследуют настойчиво и последовательно, несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны прошло более 70 лет. Обвиняемая, чей возраст сегодня составляет 95 лет, в последние годы войны работала в канцелярии коменданта одного из самых страшных концлагерей Третьего рейха – Штуттгофа, была его секретарем, а также исполняла обязанности стенографистки.
Вызывает уважение скрупулезная работа немецкой судебной машины. Как рассказал старший прокурор Петер Мюллер-Раков, следствие по этому делу велось с 2016 года. Следователи немецкой прокуратуры выезжали в США и Израиль, где были допрошены свидетели этих преступлений, бывшие узники. Судебные органы учли то обстоятельство, что обвиняемой в период происходивших событий не исполнился 21 год, и поэтому это дело будет рассматриваться палатой по делам несовершеннолетних. В прокуратуре сообщили газете Taglicher Anzeiger, что сообщница нацистов «помогала тем, кто несет ответственность в лагере в систематическом убийстве еврейских заключенных, польских партизан и советских военнопленных».
Нацистский концлагерь Штуттгоф был основан на следующий день после начала оккупации Польши в качестве тюрьмы для гражданского населения недалеко от Данцига, ныне Гданьск. С 1942 года стал концлагерем первой категории. Через мясорубку лагеря прошло более 130 тысяч заключенных, половина из них погибла. Охрану территории несли подразделения дивизии СС «Мертвая голова» и украинская вспомогательная полиция.
Кстати, участие в преступлениях в Штуттгофе украинских карателей все советские годы не раскрывалось. Эта тема считалась нежелательной в воспоминаниях выживших узников, вымарывалась из исторической литературы.
Штуттгоф и десятки его филиалов были лагерями, где заключенные усиленно эксплуатировались на «трудовом фронте» Третьего рейха. Условия труда были ужасающими, и средняя продолжительность жизни заключенных составляла несколько месяцев. Тех, кто выживал в условиях «трудотерапии», косили регулярные эпидемии сыпного тифа, других болезней. Когда справляться с погибшими и умершими стало трудно, согласно распоряжению хозяйственного управления СС, в Штуттгофе были сооружены газовые камеры и крематорий.
При этом в лагере была оборудована по последнему слову медицинской техники клиника, где трудились известные в Германии врачи. Так, профессор Рудольф Шпаннер экспериментировал с человеческим жиром, пытаясь изготовить из него мыло. Результаты опытов профессора получили должную оценку авторитетного международного жюри - Нюрнбергского трибунала. Польский следователь Тувья Фридман, побывавший в лаборатории Шпаннера после освобождения Гданьска, так описал свои впечатления: «У нас были чувства, что мы побывали в аду. Одна комната была заполнена обнаженными трупами. Другая уставлена досками, на которых была натянута кожа, снятая с многих людей. Почти сразу же обнаружили печь, в которой немцы экспериментировали в изготовлении мыла, используя человеческий жир как сырье».
«Трудились» на благо Третьего рейха здесь и другие известные немецкие врачи. Доктор Карл Клауберг приезжал в лагерь из Освенцима для процедуры стерилизации женщин, а штурмбанфюрер СС Карл Вернет наезжал из Бухенвальда. Эсэсовский лор-медик вырезал живым людям гланды и язык. На этом остановимся, потому что нормальным людям нет сил читать такое. Поразительно, что в последние годы в рамках борьбы «с советским наследием», некоторые польские историки пытаются опровергнуть эти хорошо известные и задокументированные факты, преуменьшить их значение. И это происходит в стране, где нацисты уничтожили пятую часть всего населения.
По-своему примечательной фигурой был и последний комендант лагеря Пауль Хоппе. К моменту прекращения деятельности Штуттгофа ему было всего 34 года. Родился в семье архитектора, учился в Берлинском университете, получил специальность садовода. Прошел хорошую «школу» в концлагерях Дахау, Лихтенбург, служил адъютантом у главного инспектора концлагерей Теодора Эйке. Вероятно, его карьере помогла и удачная женитьба. В 1936 году его тестем стал Герман Барановски, оберфюрер СС, один из создателей системы концлагерей в нацистской Германии. Хоппе руководил широкомасштабным уничтожением узников в Штуттгофе, при нем заработали газовые камеры и задымились печи крематория. Могла ли милая фрау 20-ти лет, имеющая допуск ко всей документации лагеря, не знать, что происходило в медицинских лабораториях, бараках Штуттгофа, газовых камерах, как пытали и страшно убивали здесь людей? Вопрос, скорее, риторический.
Небо не услышало
В январе 1945 года, когда Красная армия стала приближаться к лагерю, по личному указанию Генриха Гиммлера началась эвакуация заключенных. В литературе это получило название «марша смерти». Уничтожить оставшихся узников на месте эсэсовцам не хватало времени. Оставить их в живых как свидетелей преступлений не позволял приказ.
Первые заключенные Штуттгофа. Фото: ushmm.org
Было принято решение гнать узников для последующего уничтожения в сторону Кенигсберга. Охрана сформировала колонны по 1000-1500 человек, общей численностью более 11 тысяч узников, которые шли десять дней на расстоянии 7 километров друг от друга. Это были мужчины и женщины из Венгрии, Польши и Литвы.
Местом уничтожения этих людей была выбрана шахта «Анна» в Пальмникене (сегодня город Янтарный Калининградской области). До Кенигсберга добралось около 6 тысяч человек, до Пальмникене только 3 тысячи. Остальные погибли по дороге.
50-километровый «марш смерти» проходил пешком под пронизывающим ледяным ветром и для одетых в лохмотья заключенных исход был предсказуем. Однако владельцы «Анны» воспротивились «порче имущества» и добились через гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха запрета на экзекуцию в шахте. (Эрих Кох, 1896-1986, обергруппенфюрер СС, рейхскомиссар Украины (1941-1944), гауляйтер Восточной Пруссии (1933-1945).
Тогда ночью 31 января колонну оставшихся в живых погнали под охраной к берегу, где автоматчики расстреливали людей у кромки обледеневшего моря. В живых осталось около 20 человек. Сегодня здесь стоит памятник работы Франка Майслера. Три заломленных руки просят у неба о помощи. Небо не услышало. Знаменитый израильский скульптор Франк Майслер (1929-2018) не случайно стал автором этого монумента. Он родился в Гданьске и в 1939 году стал одним из пассажиров «поезда жизни», который увозил еврейских детей из оккупированной гитлеровцами Польши. Своих родителей и близких он больше никогда не увидел, все они погибли в концлагерях.
Произведения Майслера высоко ценятся коронованными особами, знаменитостями, они востребованы на рынке искусства. Его работы украшают Москву и Сочи. Но сам он больше всего ценил памятники еврейским детям, которые стоят рядом с европейскими вокзалами, откуда их увозили, спасая жизни. Помимо Гданьска, памятники детям его работы установлены в Роттердаме, Гамбурге, Берлине и Лондоне, куда прибывали поезда.
Судебные процессы над охранниками лагеря, лицами, сотрудничавшими с нацистами длились несколько лет после войны и завершились десятками смертных приговоров.
Можно не сомневаться, что и сегодня следствие и суд доведут дело до приговора. В 2016 году немецкое правосудие отправило за решетку на пять лет бывшего охранника концлагеря Освенцим 94-х летнего Райнхольда Ханнига. Его осудили за пособничество в убийстве ста тысяч человек. Так что в Германии мало найдется людей сочувствующих нацистскому прошлому этой женщины. Ни одно СМИ не будет иронизировать по этому поводу, а сетевые хомячки не выставят свои насмешливые комментарии и забавные картинки на потеху публике.
Удивительно об этом говорить, но желающие постебаться на эту чувствительную для каждого россиянина тему, нашлись в нашей стране. Происходит это уже довольно давно и создается ощущение, что кто-то пытается прощупать общественное мнение на предмет пересмотра итогов Второй мировой войны, стремясь изменить принципиальный вектор Победы. То вбрасывается версия об отсутствии разницы между СС и СМЕРШ, то средней руки политолог называет ветеранов войны «мародерами и насильниками», а маршала Жукова «мясником».
Появляются и получают трибуну желающие возвеличить заслуги генерала Власова и даже установить ему памятник в Москве. На волнах популярной радиостанции открывают дискуссию: а надо ли было оборонять Ленинград, обрекая город и его жителей на муки голода и холода?
Писатель-фронтовик Даниил Гранин тоже поучаствовал в этой дискуссии. Вот его слова: «Рискну сказать, что до сентября 1941-го мы были разоружены не в смысле техники, с которой обстояло из рук вон плохо, а в смысле недостатка этой самой ненависти. О фашизме не было адекватного представления… Советский Союз мог быть сколь угодно жесток, но до такой степени расчеловечивания не доходил… Я склонен думать, что судьба войны решилась в первую зиму - когда не пустили немцев к Москве и когда выстоял Ленинград. Потому что потеря Москвы и Ленинграда…была бы смертельна».
Наивны те, кто предполагал сытую жизнь под немцами в оккупированных городах. Сохранились документальные планы нацистов по поводу судьбы двух крупнейших городов Европы: водная гладь на месте Москвы и Ленинграда. Поэтому наши близкие боролись за свое физическое существование, за право жить на своей земле, а не только за идею. Не призываю к единомыслию в трактовках нашей непростой истории. Но лучше не трогать эти темы не вполне чистыми руками.
Адрес: г. Чита, ул. Ленинградская, 15
Телефон: +7 (924) 471-71-00
Общие вопросы по СЖ: zab-smi@yandex.ru
Политика конфиденциальности
© 2021, Забайкальское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»